Воскресенье, 19.05.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб естественного родительства

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » С года до трех » Все о прикормах » Этапы естественного вскармливания малыша
Этапы естественного вскармливания малыша
tarsushaДата: Четверг, 17.12.2009, 19:45 | Сообщение # 1
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
Этапы естественного вскармливания:
• Внутриутробный период. Получение питательных веществ через пуповину (гематрофное питание); с 16й недели начинает заглатывать плодные воды, тренировка пищеварительной системы (амниотрофное питание): отработка рефлексов сосания, глотания, тренировка желудка и кишечника,
• Исключительно грудное вскармливание. Начинается с первого прикладывания к груди (должно быть в течение 30мин – часа после рождения), продолжается до проявления интереса к пище взрослых (5-7 мес.). За это время должны созреть ферменты, произойти подготовка к возможности знакомства с новой пищей. Начинается с этапа молозивного вскармливания, который длится около 3х дней. Этот этап чрезвычайно важен для общего здоровья пищеварительной системы и ребенка, потому что Молозиво содержит огромное количество питательных веществ, оно выполняет следующую функцию: проходя через пищеварительную систему, создает защитную оболочку на протяжении всего пищеварительного тракта, подготавливает к дальнейшему вскармливанию. Молоко будет меняться, молозиво создает выстилку из иммунных и защитных факторов, которые впоследствии помогают ребенку переваривать пищу и защищают от бактерий, вирусов, паразитов. Вскармливание молозивного периода должно быть молозивное, а не какое-нибудь другое, т.к. это определяет многое в будущем.
• Этап педагогического прикорма. Начинается с появления у ребенка стремления попробовать пищу, которую употребляют взрослые, но не ранее 5ти месяцев. Активный интерес к пище взрослых проявляется между 5ю и 7ю месяцами. Этап педагогического прикорма заключается в том, что ребенок пробует пищу с общего стола, получает ее в микродозах, которые не способны обеспечить питание ребенка, их функция заключается в том, что они подготавливают пищеварительную систему к дальнейшему питанию. Нужно, чтобы эти микродозы пищи прошли через всю пищеварительную систему и подготовили базу для собственно питания. Длится 1-2 мес., заканчивается формированием способности ребенка питаться рационом с общего стола, т.е. когда этот рацион станет для ребенка хоть сколько-нибудь полезен. Энергетического значения не имеет, но очень сильно стимулирует созревание ферментов.
• Этап переходного питания. Начинается с возникновением у ребенка способности питаться рационом с общего стола, т.е. когда пища, проходящая через пищеварительную систему, начинает усваиваться и удовлетворять энергетические потребности ребенка. Начинается с 6,5-8 мес., у ребенка появляется возможность насытиться, ребенок начинает использовать новую пищу в качестве источника энергии, витаминов, микроэлементов. При этом грудное вскармливание сохраняет свою питательную ценность, более того, 2й год жизни – самый грудной возраст, когда кормление грудью необходимо ребенку для нормального роста и развития. В этом возрасте собственные способности малыша насыщаться за счет другой пищи весьма ограничены: получить все за счет другого питания он не может в принципе
• Этап завершения грудного вскармливания. Происходит на 3-4м году жизни на фоне угасания сосательного рефлекса и инволюции молочной железы. Сосательный рефлекс угасает за счет созревания нервной системы. Одновременно у мамы изменяется состав молока и значительно уменьшается его продукция. Состав молока по истечении 1-1,5 лет начинает изменяться в сторону преобладания ферментов и иммуноглобулинов, становится меньше белков и жиров, но больше биологически активных веществ. Молоко реагирует на состояние ребенка: если ребенок заболел и отказался от другой пищи, молоко изменяет свой состав и становится источником всех необходимых ребенку питательных веществ. Когда ребенок выздоравливает, состав снова изменяется до нормы. Кроме того, молоко помогает усваивать продукты общего рациона.
Функции молока: помогает справляться с другой пищей, организует защиту от инородных агентов, активизирует и стимулирует созревание собственных ферментов, создает для малыша дополнительный запас прочности, чтобы и после окончания грудного вскармливания он благополучно мог справляться с пищей. Все, что происходит на 3-4м году жизни, имеет пролонгированное действие, рассчитанное еще на 2-3 года вперед. Это нужно, чтобы осуществить завершающий этап.
• Полная адаптация пищеварительной системы к общему рациону. Условно начинается с завершения грудного вскармливания и продолжается до 8ми лет. До 8ми лет пищеварительная система человека незрелая, и не может справляться со всей пищей, которую он ест. В частности, не усваивается клетчатка, т.е. растительная пища усваивается очень плохо, и нужно 8 лет адаптации, чтобы получить возможность ее усваивать.
 
tarsushaДата: Четверг, 17.12.2009, 19:46 | Сообщение # 2
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
Основные навыки пищевого поведения:
• Умение глотать твердую пищу. Если умение сосать – рефлекс, то умение глотать твердую пищу – навык, приобретаемый между 5 и 8 мес., когда начинается педагогический прикорм. Возможность глотать твердую пищу развивается за счет того, что угасает рефлекс выталкивания. Навык формируется в течение 2-6ти мес. с начала тренировок, у каждого ребенка свой срок. Навык должен развиться на этапе педагогического прикорма. Дети начинают глотать всю твердую пищу, которую взяли, к году. В самом начале обучения дети часть глотают, часть выплевывают.
• Умение жевать. Тоже навык, формируется с момента начала знакомства с твердой пищей, когда ребенок мусолит во рту кусочки твердой пищи. Сначала ребенок учится жевать деснами, по мере появления зубов учится жевать и кусать зубами. Окончательное формирование навыка происходит к тому моменту, когда вырастут все зубы – к 10ти годам. Все время, пока растут молочные зубы, пока они выпадают и пока растут коренные, обучение не прекращается. Более-менее навык оформляется к моменту вырастания всех молочных зубов – к 3м годам. Чтобы ребенок научился жевать и глотать твердую пищу, ему необходимо давать твердую пищу, не пюреобразную и не гомогенизированную (протертую, доведенную до однородного состояния), такая пища должна занимать не более 20% рациона, иначе навык не сформируется, что очень вредно для пищеварительной системы, т.к. она должна приспосабливаться к твердой пище, а ее лишают такой возможности. Последствия: дети в возрасте от 3х до 7ми лет не знают, как обращаться с твердой пищей; возникают заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, колиты, поражения зубов, запоры, дисбактериоз).
• Умение обращаться с различными видами пищи. Формируется в процессе повседневных наблюдений за поведением взрослых, подкрепляемых личным опытом. Навык включает в себя знание о том, какую часть пищи употреблять (морковь – ботву или корнеплод). Ребенок должен знать, как очищать продукт, как готовить его к употреблению, как продукт выглядел изначально, какие продукты едят вообще. Срок приобретения этого навыка строго ограничен – до 3х лет, после – развитие. Пока ребенок осваивает разные виды продуктов, в его головном мозге формируется информационная база о химическом составе и вкусовых качествах разных продуктов. Период приобретения этой базы – между 5мес. и 1,5 годами. Если какой-то сезонный продукт не узнан вовремя, то лет до 4х ребенок будет утверждать, что это не едят, пока не наступит очередной виток и не начнется новое знакомство. Точно так же усваиваются способы приготовления пищи, т.е. ребенок не станет есть пищу, приготовленную неизвестным ему способом.
• Умение обращаться с посудой. Начинает приобретать с 5-6 мес., раньше, чем с пищей. Тренировки должны проходить самостоятельно. Первоначально малыш обучается пользоваться тарелкой, чашкой, вилкой (к 1-1,2 года), затем – ложкой (к 2м годам). Ложку и вилку ребенок учится держать правильно к 5ти годам, т.к. в руке еще много хрящевой ткани, рука еще не способна держать правильно; держат за счет руки, а не за счет пальцев. К 5ти годам рука становится крепкой, тогда обучение навыку составляет 3 недели.
• Умение есть пищу разной температуры (к 1,5-2м годам). Ребенок должен знать, что пище может быть разной температуры: холодной, теплой или горячей. Теплую пищу можно использовать сразу, холодную – или сразу, или подогревать, горячую – ждать, пока остынет.

Основные принципы формирования пищевого поведения:
• Постепенная адаптация к пищевой экологической нише. Ребенок начинает адаптироваться к той нише, в которой он живет, ничего специального ему не требуется. Все его системы способны употреблять ту пищу, которой питаются взрослые. Пища для ребенка должна обладать теми же вкусовыми качествами, как для взрослых: соленая, перченая, кислая, сладкая, … Ребенку не нужно пресное питание, т.к. в соленой и другой пище содержатся минеральные вещества, необходимые ребенку (нуждается в них больше взрослых). Биологическая задача ребенка – приспособиться к пище, которую используют взрослые.
• Незаменимость грудного вскармливания в процессе адаптации к новым продуктам. Очень важно, чтобы на этапе адаптации к новой пище (педагогический прикорм и переходное питание) ребенок ел буквально из тарелки мамы, поскольку грудное молоко помогает усваивать пищу, которую они едят вместе с мамой. Мама оказывает информационную поддержку в виде ферментов и фрагментов ферментов, которые попадают в пищеварительную систему малыша. Вырабатываются через 2 часа, в кишечнике встречаются с пищей, помогают переваривать пищу, насколько это возможно, стимулируя тем самым созревание собственных ферментов, необходимых для обработки именно этой пищи. Поэтому на этапе педагогического прикорма и в начале переходного питания (5-9 мес.) мама и ребенок должны есть одну и ту же пищу, желательно из одной тарелки. Позже, когда ребенку исполнится 9 мес., он приобретает большую уверенность, он может и должен оставаться без мамы, должен есть без нее. Предполагается, что мама вернется, будет есть ту пищу, которую приготовили, «из одного котла» - ребенок снова получит поддержку. В сознании ребенка питание с общего стола и кормление грудью не связаны, два абсолютно разных процесса, поэтому заменить грудное кормление невозможно, оно незаменимо. Есть мама – есть грудное вскармливание, нет мамы – есть с общего стола; – отношение 9тимесячного ребенка к маме и еде.
• Поддержка пищевого интереса. Иначе угасает и не воскресает. Пищевой интерес ребенка возникает естественным образом в 5-7 мес., пищевая активность и активный пищевой интерес сохраняются в течение всего периода пищевого прикорма и переходного питания. Примерно в 9-10 мес. пищевой интерес угасает, т.к. предполагается, что к этому возрасту ребенок научился использовать продукты, распознавать чувство голода, дозировать пищу: сколько и когда ему надо съесть. Активный пищевой интерес, совершенно не ориентированный на чувство голода, уже не нужен, т.к. ребенок уже должен сознательно регулировать этот процесс, рефлекторный интерес не нужен, ребенок стал сознательным.
Пищевой интерес тесно связан с развитием интеллекта, поддержка пищевого интереса чрезвычайно важна для правильной работы мозга. Человек – хищник, скорость его мыслительных процессов тесно связана со способом добычи пищи: если за добычей нужно гоняться, то думать нужно очень быстро, травоядным животным не нужно думать с такой скоростью. Если ребенок добывает пищу, то его мозг работает активно.

 
tarsushaДата: Четверг, 17.12.2009, 19:46 | Сообщение # 3
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
Способы поддержания пищевого интереса:
• Принцип соревновательности: когда мама начинает кормить ребенка со своей тарелки, она ограничивает его стремление засунуть в рот как можно больше еды, она «жадничает»; ребенок хочет «забраться в тарелку», а мама выдала несколько кусочков и отпустила, сама быстро все съела. Это необходимо для поддержания пищевого интереса, мама делает правильно, т.к. на этапе педагогического прикорма ребенку не нужно больше, его пищеварительная система не выдержит.
• Принцип разделения: вся еда в доме принадлежит маме или другой старшей женщине в семье (не папе – папа приносит мамонта к дверям, сдает его маме, и мамонт принадлежит маме, и больше никому, только мама решает, кому сколько выдать), доступ ребенка к еде строго дозирован. Мужчины отвечают за внешнюю территорию, женщины – за внутреннюю. Малыш должен знать, когда и у кого он может что-нибудь попросить. Вся еда принадлежит маме, пока она не раздала ее по тарелкам, кому тарелку дали, того еда. Малыш должен знать, что пока мама не раздала еду, просить можно у мамы, а когда раздала, просить можно и у того, чья тарелка. Очень развивает интеллект, т.к. нужно знать подходы к каждому. Ребенок должен еду выпрашивать – добывать. Кроме того, этот принцип формирует у ребенка уважительное отношение к чужой еде, не позволяет ему лазить в тарелки и ковыряться в общей кастрюле. Если схватил – не отбирать, он добыл.
• Принцип территориальной принадлежности: ребенок должен кушать в отведенном ему месте. Для еды в помещении должна быть отведена своя территория, где могут есть все. Необходимость выполнения этого правила должна быть для ребенка очевидной, все члены семьи должны придерживаться этого правила. Ребенок во время еды не сидит на месте, он двигается и должен знать, по какой территории он может бегать со своим куском.
• Принцип самостоятельности: мама поддерживает самостоятельность ребенка в приобретении навыков пищевого поведения. Принцип разделения дает возможность ребенку стать собственником пищи: пища мамы – ее тарелка, ее холодильник. Она может давать ребенку по своему усмотрению. Тот кусочек, который мама дала ребенку – это его кусочек, и с ним он может делать все, что ему хочется. Этот принцип позволяет ребенку исследовать еду, понять ее свойства, что с ней станет, если ей постучать, помусолить, … На каком-то этапе ребенок устает от исследовательской деятельности, начинает разбрасывать еду. Нужно отслеживать этот момент, забрать пищу.
• Принцип бережного отношения к пище: если мама увидела, что ребенок устал и сейчас начнет «свинячить», пища забирается, и ребенка отправляют на свободу (обласкав, поцеловав). Ребенок не должен знать о том, что пища может быть выброшена: если есть возможность еще использовать в пищу, то использовать, если такой возможности уже нет, то отложить, сделав вид, что потом этот кусочек будет куда-то использован. Если ребенок, получив кусочек, замечтался, мама может подойти и прямо из руки съесть, вымыть ребенка и отпустить. Если опомнился, дать еще кусок.
• Принцип определенности: каждый процесс имеет свое начало и конец. Трапеза начинается, когда сели за стол, или дали ребенку кусочек; когда начинается стадия «свинства», нужно поставить очень определенную точку: забрать еду, вымыть и отправить ребенка, прибрать кухню. Хорошо воспитанные дети воспринимают начало и конец совершенно безропотно. Если дети решили сопротивляться, то они будут всячески показывать, что еще хотят есть; в конце концов, точку можно поставить 2 раза.
 
tarsushaДата: Четверг, 17.12.2009, 19:47 | Сообщение # 4
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
Питание ребенка от 1 до 3 лет:

Адаптация к продуктам с общего стола: хотя ребенок с 5-6ти мес. пробует уже абсолютно всю пищу, которую едят взрослые, он еще не может использовать ее долго в качестве источника энергии.
• С 6ти до 11ти мес. дети хорошо усваивают молочные и молочнокислые продукты (инородный животный белок). Примерно в 9-11 мес. ребенок может полностью или частично отказаться от использования молочных продуктов. Иногда сохраняет желание есть молочные продукты, а иногда совсем отказывается от них. Активное возвращение к использованию происходит в 4 года.
• В 9мес. – 1,4 года ребенок начинает усваивать продукты, богатые белками и крахмалом: мясо, яйца, твердый сыр, рыба; хлебобулочные изделия, картофель, каши. Дети очень любят вареную колбасу, т.к. там в качестве наполнителя используется крахмал.
• В 1,4 – 3 года пищеварительная система приобретает способность усваивать растительную пищу: сочные овощи и фрукты (например, в помидоре использует самую сочную часть). По включениям в стуле ребенка можно увидеть, например, когда он съел абрикос, что выходят кожура и прожилки, мякоть выходит не полностью, часть усваивается. Если дать раздавленный виноград, то выходят косточки и кожица, сочная часть – так же. Если ребенку дать виноград целиком, то она выйдет в неизмененном виде. Изюм не переварится вообще. Ребенок начинает усваивать нежную часть овощей: там практически нет клетчатки. Кроме того, ребенок хорошо усваивает углеводы (сладости) и жиры (сливочное масло, сметана, твердый сыр, сало).
• В 3-4 года пищеварительная система ребенка получает возможность усваивать продукты, богатые клетчаткой (морковь, свекла, капуста, огурцы, баклажаны, кабачки, каши, в частности, гречневая - клетчатка, рисовая - крахмал). Точно также перевариваются вареные овощи.
• Разные сроки усвоения продуктов питания совсем не значат, что их не нужно давать, напротив, ребенку давать нужно все, иначе пищеварительная система не будет готовиться к перевариванию.

Пристрастия в еде: Сладости. Сахара, содержащиеся в сладком, необходимы ребенку для обеспечения срочных энергетических затрат, поэтому так много сахара в грудном молоке. Они же нужны для обеспечения работы мозга и расходуются чрезвычайно активно, поэтому, когда ребенку не хватило сахара в грудном молоке, он «добирает» его за счет сладкого. Лучше всего использовать натуральные нерафинированные сладости, самый лучший продукт – патока (первопродукт, из которого делают сахар, образуется после вываривания свеклы, тростника), ириски на развес, «Коровка», но ее иногда делают из сгущенки, щербет (брусочки темно-коричневые). Другие натуральные сладости – халва (подсолнечная, тахинная), сухофрукты, сушеные ананасы, дыни, бананы, мед (если нет аллергии), зефир, пастила, лукум, натуральный мармелад (вид густого темно-коричневого повидла), варенья, протертые с сахаром ягоды, мучные сладости, шоколад, мороженое, другие десерты. Если семья использует сладкое, сменить на более полезное; при нормальном прикорме, если в семье нет выраженного пристрастия к чему-нибудь, едят по потребности, то у ребенка не формируется привязанности к сладкому. Привязанность формируется, когда она есть у кого-нибудь в семье и когда существуют запреты. При нормальном воспитании у детей не формируется привязанность к сладкому, они берут столько, сколько надо – не больше 1й конфеты в 2-3 дня.
На здоровье зубов влияют продолжительность нахождения сладкого во рту и травматизация эмали, самые вредные – карамели.
Холестерина ребенку необходимо много для развития головного мозга. Первоначально потребность удовлетворяется за счет грудного молока; с того момента, когда ребенок переходит на пищевую базу (1,5 года), количество холестерина в молоке уменьшается, и ребенок ищет источники холестерина снаружи, т.к. мозг растет и холестерина нужно много: сливочное масло, копчености, сало и шкварки.

Микроэлементы и минеральные вещества: необходимы для роста и развития костей. Незаменимые вещества, содержатся в соли, красном и черном перце, соленых огурцах, квашеной капусте, лимонах, различных специях. Для их пополнения дети могут есть ложками соль, перец, лук и чеснок. Пополнение запасов кальция – яичная скорлупа; иногда дети едят фторсодержащую зубную пасту.

Ограничения некоторых продуктов питания:
• Грибы – тяжелая пища, до 3х лет можно давать пробовать, знакомиться в незначительных количествах – 2 раза в неделю по чайной ложке.
• Орехи, семечки, зерна – тяжелая пища, много клетчатки, не усваивается; кроме тренировки, никакого смысла нет. 2-3 раза в неделю, но не больше столовой ложки, даже ложка может быть вредной.
• Кофе и зеленый чай – источники кофеина, ребенку для бодрости кофеин не нужен, ему не нужно повышать или понижать давление, его сердечно-сосудистая система развивается. Химические нагрузки могут снизить запас прочности.
• Спиртные напитки; к подростковому алкоголизму может привести использование даже большого количества кефира. Ребенку кефир лучше не давать, заменить простоквашей или ряженкой.
• Мед – очень калорийный, биологически активный, активизирует процессы обмена, может привести к аллергии (сам по себе не является аллергеном); употреблять в пищу осторожно, проверять, ест ли его ребенок, количество нужно дозировать.
• Соки являются высококонцентрированным раствором, до 3х лет не пить вообще, до 12 лет ограничивать. Связано с тем, что у ребенка незрелая почка, в процессе созревания могут произойти патологические процессы, связанные с употреблением сока. Созревание заканчивается к 12ти годам. Упрощенный механизм воздействия сока на почку: когда пьем сок с высокой концентрацией витаминов и минеральных веществ, практически все всасывается в кровь; почка пытается удержать все лишнее, т.е. сок очень сильно засоряет почку, почка быстро изнашивается, становится уязвимой, могут возникать хронические пилонефриты и другие мочекаменные болезни. Когда ребенок съедает плод, все вещества усваиваются постепенно, никогда не возникает высокой концентрации, почка – в щадящем режиме. То же самое – газированные напитки, минеральная вода. Газированные напитки могут привести к хроническим заболеваниям, в частности, онкологическим; в колах – добавка, приводящая к бесплодию. Какао можно пить, т.к. разводится молоком, а компоты – чем больше развести, тем лучше. Ребенок обычно компоты запивает водой – разбавляет.

Особенности питания ребенка 1-3 года:
• Раздельное питание: дети этого возраста придерживаются системы раздельного питания в прямом смысле. Если перед ребенком выставить емкости с разной пищей, то ребенок выберет одну, и будет есть одно, пока не наестся. Потом пойдет погулять, поест другой продукт. Ребенок понимает, что его пищеварительная система незрелая и не выносит больших нагрузок, поэтому ей удобнее усваивать один продукт, чем смесь. Если продукты смешать, то процесс пищеварения будет замедлен и осложнен, т.к. желудку и кишечнику придется разбираться сначала с одним, потом с другим. Поэтому дети часто не воспринимают салаты, супы воспринимаются как однородный продукт.
Рекомендуется предлагать ребенку второе блюдо по частям. Предлагать салаты – для проверки, если согласился, то он будет его есть. Если ребенок начинает «разбирать салат на части», то лучше убрать.
• Дробное питание (часто и небольшими порциями) необходимо ребенку, связано с незрелостью его пищеварительной системы. Малышу проще справляться с небольшим объемом пищи, причем однородной. Запрос поесть возникает 1 раз в 2 часа. Ребенок должен перекусывать раз 6-8 в день, и только 2 из них – большие по объему (100-250 грамм). Маленьким приемом пищи считается и кусочек печенья, яблоко, зубчик чеснока. Именно с этой целью ребенок присоединяется ко всем членам семьи и выпрашивает этот кусочек.
• Питье во время еды. Практически каждый прием пищи начинается с того, что ребенок просит пить. Это физиологическая потребность, связана с тем, что молоко в груди распределяется так: верхнее молоко (богато жидкостью, питье), нижнее молоко (еда). Эта потребность сохраняется в жизни. Давать пить можно 1-2 глотка. Настоящее питье начинается к году, когда видно, что ребенок пьет большими объемами. К 2м годам Деи становятся «водохлебами» начинают пить стаканами

 
tarsushaДата: Четверг, 17.12.2009, 19:48 | Сообщение # 5
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
. Зная об этой особенности, нужно приготовить стакан воды, т.к. ребенок пьет вперед и еще запивает для нормальной работы пищеварительной системы.
• Движения во время еды. Часто во время еды ребенок не сидит на месте: подбегает, берет ложку еды и убегает, и так много раз. Это ребенок обеспечивает себе дробное питание, это физиологическое поведение; но бегать должен по разрешенной территории – кухне. Ребенок рассчитывает, что он может подбегать к Вам в те сроки, пока вы едите свою еду; когда Вы закончите есть, он не станет к Вам подбегать. Ребенок берет ложку, убегает – это то время, когда он должен прожевать и проглотить. Еще ребенку нужно соразмерить свою скорость со скоростью, с которой мама ест: если мама ест быстро, значит, бегать надо быстрее. При условии, если ребенок решил подключиться к Вашей еде, и Вы согласились; «центром» может быть не мама, а другой член семьи. Начинается, как только ребенок начинает бегать. Если все члены семьи едят в разные сроки, то тем лучше: ребенку обеспечивается дробное питание. Беганье прекращается примерно к 3м годам.
Рекомендации: не нужно усаживать ребенка в стульчик, наоборот, нужно использовать этот момент для тренировки его сметливости, интеллекта: научится соотносить свои действия и действия мамы.
• Режим питания: у ребенка нет собственного режима, должен быть привязан к режиму питания взрослых, иначе не будет происходить тренировки интеллекта и социальной адаптации. Ребенок ориентирован на то, чтобы сопровождать семью, поэтому он может подстраиваться к любому, кто ест, готовит и выпрашивать еду. Основной ориентир для ребенка – мать или другой опекун, который в данный момент занимается с ним. Вопрос режима питания ребенка всегда вопрос режима питания семьи.
Рекомендации: нужно, чтобы у ребенка было примерно 4 привязки питания к кому-то, кто ест: если не хватает членов семьи, чтобы обеспечить, тогда маме нужно устраивать какие-то перекусывания, когда ребенок сможет тоже что-нибудь поесть. Доступ к еде должен открываться не меньше 4х раз в день, и ребенок еще должен приставать к маме, чтобы она дала печенюшку, кусочек яблока, которые мама любезно соглашается предоставить. 2 больших приема пищи нужно устраивать примерно через 1-2 часа после ночного сна и примерно через 30 мин после дневного сна, если один сон (полноценный обед, съедает максимальное количество пищи, которое может съесть за 1 раз – до 250 гр.), если 2 сна – между ними.
• Эпохи питания: в повседневной жизни дети не тяготеют к полноценному сбалансированному питанию (к нему тяготеют взрослые). Эпоха питания состоит в том, что ребенок начинает выделять какой-либо отдельный продукт, набрасывается на него и съедает немереное количество. Это не означает, что данный продукт нужно готовить постоянно, но можно чаще, и ждать, когда закончится эпоха; ребенок берет из этого продукта что-то, что ему нужно – не один день, а какой-то период, пока не наступит насыщение. Когда ребенок наестся необходимого ему микроэлемента или витамина, он перестает есть этот продукт – это значит, что данная эпоха закончилась и скоро начнется другая.

До года: примерно в 3 мес. ребенок начинает пристально наблюдать за процессом еды, поэтому ему необходимо находиться за столом и наблюдать, как ест семья, т.к. ему желательно видеть несколько образцов одновременно.
Примерно в 4,5-5 мес. у ребенка проявляется интерес к посуде - тянется не к еде, а к чашке, тарелке, исследует, как она гремит.
Примерно в 5-6 мес. проявляется интерес именно к еде, начинает пробовать. Сначала – как экскурсия, ребенок пробует с очень сосредоточенным выражением лица. Маленькие кусочки пищи сначала находятся во рту, ребенок их выплевывает; позже начинает глотать. Сначала – только подражание взрослым, а с 6-8 мес. понимает, что это можно есть и начинает набивать брюхо в прямом смысле слова, очень активный пищевой интерес. Пока не переваривается. Когда начинается энергетический прикорм, ребенок ест вместе с мамой: ложка ребенку, 2 ложки маме, получается, что одной тарелки не хватает.
С 8 мес., когда начинается стабилизация, ребенок перестает есть только из интереса, он начинает регулировать пищу: ест какое-то время, потом начинает грустить – наелся. Мама начинает отсаживать в сторону; пока мама доедает первое блюдо, ребенок может посидеть в стульчике, когда мама переходит ко второму блюду, она снова отдает часть ребенку, он наедается – отсаживает. Когда ребенок начинает регулировать процесс поглощения еды, у него начинаются самостоятельные тренировки: мама может дать пищу на тарелке, вилку, ребенок самостоятельно занимается или за своим столом, или на полу.
В 9 мес., когда пищевой интерес начинает угасать, сменяется жизненной необходимостью использовать другую пищу, у ребенка появляются т.н. организованные приемы пищи. Мама может и должна начинать уходить из дому, т.к. по другому поддержать пищевой интерес невозможно; ребенок должен понимать, что пища нужна для того, чтобы наесться. Если мама будет постоянно рядом (а значит, и молоко постоянно рядом), ребенок никогда этого не поймет. Мама должна удаляться из дому – на 4-6 часов, постепенно увеличивая время отлучек. Ребенок ест, сидя на коленях у опекуна, причем ручки ребенка нужно придерживать – он мешает сам себе, у него есть желание, но нет возможности. Когда ребенок начинает выпрашивать, можно посадить есть самостоятельно – или на полу, или его ставят за стол (стул, диванчик) – когда ему в тарелку режут кусочки (сыр, печенье, вареная колбаса, жареный картофель, макароны), и он ест или руками, или вилкой. От 9 до 11 мес. у ребенка еда должна делиться на самостоятельную и с кем-то, его можно кормить по-разному: до года – на коленях, когда самостоятельно – или руками, или накалывать на вилку. Необязательно каждый раз садиться есть с ребенком.
Итак, к годовалому возрасту малыш кушает, сидя на коленях у взрослого, когда кушает взрослый, если ему очень надо. Охотно ест, когда мама уходит, когда мама рядом, ест неохотно, может есть просто отвратительно. Если во время еды малыш утомился или ведет себя слишком азартно – он получает кусочек еды и отправляется есть самостоятельно – или на пол, или в свой стульчик, или бегает по кухне с кусочком. 1-2 раза в день ребенку предоставляется возможность есть самостоятельно: когда начинает выпрашивать, дают еду, которую он может есть самостоятельно; когда ребенок закончил есть или исследовать пищу, и начинает разбрасывать ее по квартире, то завершение трапезы обозначается четко: забрать еду, умыть и отправить в комнату, где не едят.

 
tarsushaДата: Четверг, 17.12.2009, 19:48 | Сообщение # 6
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
После года: кардинальных перемен не происходит. Заметные перемены - в год и 2 мес. ребенок начинает требовать отдельного места за столом.

Организация питания ребенка от года до 3х лет:
• Место за общим столом. В какой-то момент ребенок начинает чувствовать себя достаточно взрослым и вполне самостоятельным человеком, он хочет присоединяться к трапезе на общих основаниях, не выделяясь. Ребенок просит места не в стульчике, а на стуле или диване, причем не надо ничего подкладывать, ребенок будет самостоятельно есть или стоя, или стоя на коленях. Это не окончательное переселение, ребенок периодически будет приходить и есть, сидя на коленях у мамы (там повыше) вместе с мамой. Это очень важно для социальной адаптации и поддержки пищевого интереса. Если, по Вашему мнению, ребенок слишком задержался в стульчике, нужно его оттуда выселить, чтобы не развивалась инфантильность. С 2х лет малыши едят, сидя за обычным столом, не нуждаясь в подушках.
• Посуда. Когда малыш требует места за столом, возникает необходимость выделить ему комплект посуды. Обычно дети этого возраста категорически против специальной детской посуды, предпочитают посуду, как у всех. Специальные комплекты – с 2х лет, когда им становится забавно, что у них есть что-то индивидуальное, до этого у них задача – смешаться с толпой. Единственное, против чего они не возражают – против вилок и ложек меньшего размера, но таких же, как у всех (чувствуют разный вес – удобнее есть той, которая меньше весит). Кроме того, нужно предусмотреть знакомство ребенка со столовым (не кухонным) ножом, т.к. в быту не принято, чтобы ножи валялись по всей квартире (так ребенок научится обращаться с ними очень быстро). Рекомендации: если покупаете комплект посуды, покупайте тот, в котором много салатников, розеточек и другой мелкой посуды: во-первых, у ребенка будет сходная со всеми посуда, во-вторых, в доме будет мелкая посуда, которой всегда дефицит, когда есть ребенок. Хорошо, когда есть десертные, чайный и кофейные ложки – обычные ложки, но разных размеров. Неплохо иметь маленькую вилку для торта. Столовый нож – любой соизмеримый с вилкой. Пить из чашечки – любой, не из поильничка (деформирует нижнюю челюсть); в год и 2 – без помощи.
• Спецодежда. Когда ребенку выделено место, посуда, нужно подумать об одежде, в которой ребенка можно сажать за стол. Дети этого возраста не могут еще есть достаточно аккуратно. Поэтому одежда должна быть или легко стирающейся, или трудно пачкающейся, или которую не жалко, или сажать голышом. Рекомендации: чтобы спасти одежду, можно использовать слюнявчики или фартучки. Не надо пользоваться фартучками со сборником внизу – развивает «свинячество». Также одежда может быть легко снимаемой: когда ребенок ест арбуз, одежду можно снять; кроме того, это развивает аккуратность, ведь неприятно, когда липкий сок капает на пузо (к 2м годам едят арбуз очень аккуратно – не снимая одежду и не пачкаясь).
• Предложение еды. Когда ребенку предлагается что-нибудь покушать, лучше ему это показывать.
• Порции еды. Должны быть небольшими, лучше съесть добавку. Когда ребенку дают большую порцию, то это тяжело принимается. Когда дети едят большими порциями, они съедают как раз тот объем, который должны съесть (250 гр.).
• Южэ.ж
• Игрушки и игры за столом. Не должны сопровождать питание ребенка. В норме ребенок должен садиться за стол с мыслями о еде и ему должно быть интересно просто есть. За столом допускается игра, связанная с едой, не отвлекающей от еды: набрать в ложку кашу, «открывай рот, едет машина, везет кашу», или сделать из яйца мышку и съесть эту мышку, не кормление кукол. На кухонном столе можно играть, когда за ним не едят; снимать со стола абсолютно бездумно, не акцентируя на этом внимание.
• Что и как есть. С годовалого возраста мама должна предоставлять ребенку возможность есть самостоятельно: ставить к столу, к стулу, давать ему тарелку с кусочками пищи (все, что можно разрезать и не разваливается, не рассыпается, не вязкое, не мягкое - что можно наколоть на вилку) и вилку, может есть руками или вилкой. Продуктивные тренировки с ложкой начинаются в 1,5 года и продолжаются до 2х лет; ребенок обучается есть жидкую пищу к 2м годам. Ребенок начинает требовать есть ложкой с годовалого возраста, он ест и вилкой, и ложкой, но если он набирает в ложку продукты, которые не льются, то он доносит их до рта, а жидкие до рта не доносит. Для приобретения навыка ребенку нужно предоставить сухие рассыпчатые продукты, например, каши. Дети очень любят пить чай, воду с ложечки. Обучение есть суп: сначала ребенок выбирает овощи, затем пьет бульон, поэтому лучше давать суп в суповой чашке и в салатнике. Если тренировки начаты своевременно, то к 2м годам ребенок хорошо ест суп ложкой, но все равно допивает, потому что устает. Со столовым ножом ребенка можно начинать знакомить с годовалого возраста. 1,5 годовалый ребенок может научиться резать, например, омлет. После 2х лет дети уверенно пользуются ножом, а с 2,5 лет они могут помогать резать овощи и фрукты для салата, т.е. пользоваться не столовым, а кухонным ножом и принимать участие в помощи по дому.
• Еда как тренировка. Если ребенку не давать возможности учиться пользоваться предметами посуды и изучать еду, то он не сможет приобрести навыки, чтобы их использовать. Основной период тренировок приходится на возраст от года до 2х. активные тренировки начинаются с того момента, как у ребенка появляется свое определенное место за столом, должны быть регулярными и не менее 1го раза в день (обычно происходят 2-3 раза в день, совмещенные с большими приемами пищи). Для того чтобы тренировка происходила успешно, нужно произвести некоторые приготовления: во-первых, удалить нервных с того места, где происходит тренировка; тщательно вымыть там пол; надеть на ребенка спецодежду или раздеть ребенка; предоставить ему еду и необходимые предметы. Во время тренировки нужно сохранять спокойствие и быть готовым к полноценной уборке кухни. Чистый пол – необходимое требование, т.к. ребенок должен иметь возможность сваливать еду на пол, сползать туда, затем поэтапно поднимать еду с пола на диванчик, снова все это сваливать и снова все это поднимать. Когда ребенок тренируется, у него есть определенная цель, которую он упорно добивается (например, наколоть что-нибудь на вилку), и промежуточные варианты ребенок просто не видит. 2хлеток начинает есть достаточно аккуратно, а 3хлеток способен полностью съесть обед без использования слюнявчика, не оставив пятна на своей одежде.
• Первая ложка. Часто ребенок отказывается съесть первую ложку какой-то еды, а когда его заставят, он начинает есть достаточно охотно. Если ребенок отказывается, впихните ему первую ложку, после этого ребенок соглашается, если ему понравится, он подойдет и попросит еще.
• Докармливание ребенка. Когда ребенок отказывается от помощи мамы и садится есть самостоятельно, он может справиться со своей порцией, а может не справиться, может устать от того, что ему утомительно неловко ковыряться вилкой или ложкой. Если ребенок устал, а не не хочет есть, тогда мама может его докормить. Мама должна уметь распознавать это состояние: когда ребенок устал, но еще хочет есть. Тогда он охотно будет открывать рот и с помощью мамы доест порцию. Мама может докармливать ребенка своей ложкой, если ребенок ест своей ложкой. Если малыш голоден, он будет есть, а если натренировался, то не будет. Если ребенок съедает 2 ложки, и потом его докармливают – это он не устал, он просто не хочет тренироваться; т.е. сначала тренировка, потом докармливание.
• Сопровождение. Дети могут нуждаться в сопроводительном кормлении: ставить на стол какую-то основную еду, например, жареную картошку, а к ней кладут соленые огурцы. Ребенок, садясь за стол, хватает в обе руки по огурцу. Он с удовольствием поел бы картошку, но руки уже заняты; здесь мама может покормить его картошкой (выполняет функцию третьей руки).
• Культура поведения за столом. Если нужно, чтобы ребенок вел себя за столом правильно, то нужно, чтобы это правильное поведение демонстрировалось ему взрослыми (не только мамой, другими членами семьи, гостями) – тогда у ребенка будет стремление подражать. Культура поведения за столом: умение обращаться с посудой, разными видами пищи, сервировка стола, очередность подачи и употребления разных блюд и напитков, навыки чистоплотности, умение вести за столом беседу на правильные темы, отсутствие порчи пищи, проявление любезности по отношению к окружающим. Ребенка не надо одергивать – ему нужно создавать образцы. Ребенок плюется едой: когда ребенок учится жевать, и у него нет цели есть, тогда он берет твердую пищу, жует и выплевывает; тогда нужно учить ребенка, чтобы он это нажеванное оставлял на какой-нибудь тарелке. Второй вариант: ребенок передумал есть, тогда рот ребенка нужно зажать рукой (это не наказание, не злобное поведение, а предоставление ориентира - ребенок потом будет делать так же), ребенка отвести к ведру или унитазу и выплюнуть туда.

 
tarsushaДата: Четверг, 17.12.2009, 19:48 | Сообщение # 7
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
В течение дня:
Когда малыш просыпается утром, если малыш грудной, он просыпается сытый, у него нет желания есть в течение 30мин – часа после сна. Некоторые дети эти 30 мин тусуются в кровати, нежатся, затем едят – первый завтрак (примерно 100гр). Ребенок может сначала перекусить, а эти 100гр. съесть чуть позже. Примерно через час ребенок идет добывать пищу – маленькая порция: печенье, кусочек сыра, десертная ложка гречневой каши – он должен есть ее самостоятельно. Около 12-13 часов ребенку может понадобиться второй завтрак (если встал часов в 9) – ребенок способен съест 50-80гр. еды. Потом ребенок спит (2-3 часа), перед сном у ребенка может возникнуть желание еще немного перекусить. После сна в течение 30мин – часа после сна ребенок есть не хочет. Через час после пробуждения – обед, самая обильная часть (150-200гр., до 400). Потом ребенок отправляется играть; обеда хватает на час-полтора (моноеда), после чего ребенок просит второе (каш, котлета, не превышает 50гр.; может быть тренировкой; если порция большая, то при сопровождении мамы). Еще через час ребенок может съесть какие-нибудь маленькие кусочки, которые ребенок ест сам - между 6ю и9ю часами. Перед сном – большой прием пищи, вплетенный в ритуал. Перед самым сном, лежа в постели, ребенок потребует еще еды – пойти на кухню, съесть что-то, что не запачкает; засыпает, уже лежа в постели под грудью.
В течение дня 2-3 раза ребенок ест с мамой, остальное – самостоятельно. Если кто-то садится за стол, ребенок сразу же присоединяется к нему.
 
Форум » С года до трех » Все о прикормах » Этапы естественного вскармливания малыша
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: