Воскресенье, 19.05.2024, 21:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Клуб естественного родительства

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум » С рождения до года » Вопросы ухода за малышом - высаживание, пеленание, купание » Прогулки и воспитание следованию за мамой.
Прогулки и воспитание следованию за мамой.
tarsushaДата: Четверг, 17.12.2009, 20:10 | Сообщение # 1
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
Предназначение прогулки: терморегуляция, социальная адаптация, изучение окружающей среды. Для ребенка прогулка в первую очередь – сопровождение взрослого, который куда-то идет и что-то делает; он должен не праздно шататься, а идти куда-то с определенной целью, иначе как можно следовать за ним, сопровождать его, когда он шатается без дела. Прогулка должна быть с целью, ребенок должен сопровождать взрослого. Мама идет куда-то и зачем-то, ребенок идет за ней хвостом, а по пути ребенок рассматривает окружающее, регулирует термоадаптацию, социально ориентируется во встречающихся ситуациях. Очень хорошо, когда на прогулку идет папа, потому что он отвечает за внешнюю территорию; ребенок лучше гуляет, на прогулке лучше слушает папу и дедушку, чем маму и бабушку.

Мама и цель прогулки: сломать ветку, посмотреть, как падают листья, на худой конец, в магазин, написать на снегу букву. Цели могут быть самыми разными – мало ли чего может стукнуть в голову маме. Главная цель ребенка – следовать за кем-то; попутно он решает свои познавательные задачи, узнает, что находится на улице. С этой точки зрения прогулка является обучающей экскурсией. Кроме того, на прогулке проявляется степень и качество начальной социальной адаптации ребенка, прививаются другие формы социального поведения.

Роль взрослого на прогулке: формирование у ребенка поведения следования и безопасной дистанции – чисто биологические понятия. Взрослый учит ребенка вести себя адекватно по отношению к чужой обстановке – ограничивать действия, привлекающие излишнее внимание; в частности, если папа идет на охоту, а ребенок будет играть колотушкой, он распугает всю дичь, значит, нужно вести себя очень тихо и ступать неслышно. Следующая роль взрослого – наблюдение за ребенком и обеспечение ему безопасности. Это не означает, что нужно постоянно смотреть в спину ребенку; Вы должны ориентироваться, где сейчас ребенок, в достаточной ли он безопасности, сохраняет ли безопасную дистанцию; если малыш отстает, Вы должны притормозить, если идет слишком быстро – ускориться, если его занесло в кусты, где сидит змея, - спокойно оттуда вывести. В связи с тем, что прогулка выполняет функцию экскурсии, нужно отвечать на вопросы ребенка и комментировать то, что его заинтересовало: если он смотрит на ворону, нужно объяснить, что эта черная птица – ворона, что она кричит «кар!».

Формирование поведения следования и безопасной дистанции: у индейцев теплых стран поведение следования начинает формироваться с тех пор, когда ребенок начинает ползать. В наших условиях такой возможности нет, оптимальное начало его формирования – 9-10 мес., когда ребенок начинает ходить, потому что до этого момента он и так следует за мамой в перевязи, находясь на маме. Если Вы хотите сформировать поведение следования, то коляска исключается сразу, она препятствует формированию этой формы поведения. В условиях севера трудно ходить без одежды (при морозе -20˚), а с одеждой ходить еще более сложно.
Возьмем летнее время: когда малыш только начинает ходить, он хочет идти за Вами, делает несколько шагов; он то идет, то Вы его несете, но вы должны двигаться непременно в одном направлении. У мамы должна быть цель, она должна идти к этой цели. Если мама не будет идти туда, то никакого поведения следования не сформируется. Здесь важно, что двигаетесь Вы, а ребенок идет за Вами, а ни в коем случае не наоборот.
Первоначально Вы то ведете, то несете ребенка. Когда у него улучшаются моторные навыки, он ходит дольше и активней, получается так, что он то идет за Вами, то он начинает идти, куда глаза глядят, потом снова идет за Вами. На формирование этого поведения уходит около 2х мес. Это отлично получается у людей, которые живут в загородных домах, там нет такой проблемы. Город – очень обманчивая среда, создающая ложное впечатление безопасности, ребенок может идти в разные стороны; на самом деле, опасностей слишком много, ребенок их не понимает; нужно очень жесткое поведении мамы. Ни в коем случае нельзя бегать за ребенком. Вы можете его подхватывать, подтаскивать, но идти в своем направлении. Должно быть так: ребенок идет с мамой за ручку, через дорогу его переносят, где безопасно – идет спереди или сзади, но все время рядом с мамой. Это 100% обучаемое поведение, если ребенок ведет себя не так, как надо, то это значит, что Вы этим не занимались и не обучали ребенка, тогда ребенок орет и идет в неизвестном направлении. Еще это зависит от того, насколько хорошо мама выполняет роль ведущей. Когда ребенок идет не в том направлении, его подхватывают, а он кричит, нужно не обращать внимания на крики. Но тащить орущего ребенка – не совсем правильно, нужно ограничить расстояние и научить его вести себя.
Если ребенок идет не в том направлении, то его нужно взять на руки, пронести немного и поставить на землю. Если ребенок просится на руки, не когда устал, а когда ему не хочется идти, то нужно его взять так, чтобы ему было неудобно, например, под мышку
К годовалому возрасту это поведение должно быть сформировано, это результат только обучения и больше ничего. У ребенка есть природное стремление следовать за мамой (возрастная особенность), и если Вы пропустили эту форму поведения, не задействовали ее, то это поведение уходит безвозвратно, тогда ребенок не будет ни за кем следовать. Природное следование – от 6 до 11 мес., когда он ходит за всеми, его нужно обучать. Но ребенок – существо все-таки обучаемое, есть надежда на формирование этого поведения, но это будет намного дольше.

 
tarsushaДата: Четверг, 17.12.2009, 20:11 | Сообщение # 2
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
Когда мать из племени индейцев идет куда-нибудь, она совершенно не думает, идет ли за ней ребенок, у нее своя ноша, а следование – проблема ребенка, он должен встать и пойти за матерью туда, куда она идет и ровно столько, сколько нужно, чтобы дойти до туда. На самом деле, дети очень выносливы, просятся на руки обычно для того, чтобы посмотреть на местность сверху, но это не значит, что все оставшееся время ребенок должен ехать на матери.

Безопасное расстояние: результат обучения; у каждой возрастной группы – свое расстояние. Для маленького ребенка (1-1,5 года) безопасное расстояние определяется из чисто биологических, физиологических установок - он должен удаляться от мамы на расстояние, равное ее шагу и вытянутой руки (примерно 1,5 метра); воспитанные дети двигаются вокруг мамы на этом расстоянии, ни на йоту не переступая границу. Дети диких племен именно так себя и ведут. Для 2летнего ребенка это расстояние увеличивается еще на 0,5 метра: рост ребенка увеличился, что позволяет ему видеть дальше. Периодически на прогулке ребенок просит, чтобы Вы его взяли на руки, хорошо видно, что он просится, чтобы посмотреть сверху, соотнести свои впечатления, ведь он видит все снизу и ему нужно посмотреть сверху, чтобы понять, как выглядит этот объект – формирование пространственных впечатлений о местности, где он находится. По мере роста ребенка увеличивается безопасное расстояние, это определяется еще его скоростью передвижения: маленький ребенок не может успеть прыгнуть к маме издалека, поэтому у него надежда только на маму, что она уберет его от опасности, взяв на руки. Когда ребенок подрос, он может издалека увидеть опасность и шагнуть полшага к маме, она тоже двинется навстречу ребенку, своевременно убрав его от опасности. У 6-летних детей расстояние вырастает до 5-6 метров, они уходят достаточно далеко, но снова возвращаются, могут сопровождать взрослого именно на этом расстоянии, потому что им уже видно достаточно, они могут своевременно защитить себя, убежав от опасности. Важно, чтобы хотя бы когда-нибудь было наличие безопасного расстояния для ребенка, это свидетельствует о том, что он несет ответственность за свою безопасность, и если этого не было, то ребенок так и не понял, где опасность, а где безопасность. Если боле старший ребенок уходит, не оборачиваясь, на 30 метров, мама не должна стоять и ждать, когда он вернется, она должна не выпускать его за пределы безопасного расстояния, если оно не сформировано в раннем возрасте: как только ребенок приближается к границе, нужно схватить его на руки. Безопасное расстояние у совсем маленького ребенка жестко запрограммировано природой, как у всех видов, где детеныши должны следовать за матерью; единственное, чего ребенок не знает, это точных сантиметров, потому что ростовые данные отличаются, нужно показать ему первое расстояние (шаг + длина руки), потом ребенок будет удлинять его ровно настолько, насколько это нужно.

Соблюдение безопасного поведения (безопасности): мама должна определить для ребенка то поведение, которое для него является безопасным, и, все то, что выходит за пределы этого поведения, мама должна пресекать (жесткая форма поведения, но не подавление, а нейтрализация). Когда мама формирует безопасное поведение и безопасное расстояние, она сразу ограничивает формы поведения, привлекающие излишнее внимание: ребенок уходит на короткое расстояние, как только заплакал, его унесли. Ребенка нужно обучать вести себя на прогулке безопасно. Обученные дети на прогулке не плачут, даже когда они упали и сильно ударились, когда действительно больно, они держатся из последних сил, но не издают ни звука. В городе трудно, потому что среда выдает себя за безопасную, хотя на самом деле опасностей очень много. Все опасные формы поведения нужно нейтрализовать, уйти куда-нибудь, чтобы это прекратить.

Поскольку городская среда кажется безопасной, то ребенку нужно продемонстрировать опасности этой среды; к сожалению, если это не показано с начала, то это приходится делать искусственноТочно так же и к собакам: если ребенок лезет к каждой встречной собаке, договоритесь с кем-нибудь, чтобы собака хотя бы зарычала, этого будет достаточно, чтобы ребенок понял.
Это еще зависит от отношения взрослых, Вы можете делать что-то, совершенно неуловимое, что говорит о том, что это безопасно, вот сейчас пройдет и будет все нормально.
Дети на самом деле искренне не понимают, где опасность, нужно им это продемонстрировать. Когда Вы приезжаете в настоящий лес, где есть звери, дети прилипают ко взрослым, безопасное расстояние формируется на глазах. Ребенок увидел следы животного, его помет, ребенку объяснили, кто это, он сразу «строится». Это производит большое впечатление; были случаи, когда ребенок, встретив кабана, взлетал на сосну, где на много метров в высоту не было ни единой веточки, сидел там, на вершине, совершенно счастливый от того, что спасся, и когда вставал вопрос, что нужно спускаться, совершенно не знал, как он туда залез.
Роль пастуха для ребенка может выполнять собака или старший ребенок; но маленький ребенок понимает, что это обеспечение его безопасности, он убегает на то расстояние, где его обычно ловят и останавливается.

Поведение ребенка на прогулке: это результат обучения. Ребенок от Вас ожидает, что, когда Вы выходите в дикую природу, он будет за Вами следовать, но все 3 часа вы вряд ли будете идти без перерывов, должны быть привалы. Ребенок ожидает, что Вы будете или поджидать его, или брать на руки, когда он отстает. На привале он предполагает, что Вы будете какое-то время заниматься им, или заниматься своими делами, а он будет ходить вокруг Вас по кругу – безопасному радиусу. Время, которое требуется ребенку, чтобы освоить эту площадку, соизмеряется со временем, которое Вам требуется для отдыха (примерно 15 мин.), если примерно через такое время Вы встанете и скажете, что вам нужно идти дальше, то ребенок будет готов следовать за Вами: он уже все осмотрел, его там больше ничего не интересует, вы прокомментировали все, что он видел и пошли дальше. Через какое-то время опять привал, там происходит то же самое. Если ребенку требуется больше времени, чтобы освоить эту площадку, то нужно решить, что вы делаете: или он следует за Вами, или наоборот. У Вас может быть цель пойти в песочницу, но цель исключительно Ваша. Чтобы ребенок устал на прогулке, ему нужно 2 часа; но песочница исчерпывается 20 минутами, потом нужно что-то менять. Нужно грамотно планировать нагрузку и для Вас, или для ребенка. Мама должна быть ведущей: если ребенку нравится занятие, а маме уже надо идти, то надо уходить, а не сидеть «ну, если тебе так нравится, то давай еще чуть-чуть», а потом еще «чуть-чуть» и еще; не должно быть даже вопросов. Главное для детей – чтобы мама жила своей полноценной жизнью, к которой ребенок присоединяется.

 
МеламориДата: Среда, 23.12.2009, 16:36 | Сообщение # 3
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 118
Репутация: 0
Статус: Offline
Всё ето конечно интересно, но у меня два вопроса-замечания
первое: мы,кажется, не индейцы и не в лесу biggrin зачем ето (я имею в виду учить рбёнка ходить за мамой хвостиком) нужно современным родителям?
и второе: почему нельзя дольше 20 минут в печочнице играть, если малышу там интересно?
Ах, да, ещё хотела спросить, как часто современные папы ходят на охоту? А дети при етом должны вести себя тихо и прятать колотушку подальше?

Тань, ты только не подумай, я не постебаться ради, мне правда интересно, зачем так усложнять себе жизнь? Ради чего?


Если у вас и седьмой блин комом, к чёрту блины -- пеките комочки!

Сообщение отредактировал Меламори - Среда, 23.12.2009, 16:37
 
tarsushaДата: Среда, 23.12.2009, 17:52 | Сообщение # 4
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
Предвидела подобные вопросы. Это нужно для того, чтобы малыш следил за мамой, а не мама за ним, чтобы в супермаркете или кафее не убегал в далекие края, это нужно для воспитания ведущей роли матери в воспитании малыша. А про индейцев, надеюсь, ты поняла, что это просто пример. супермаркет, например, те же джунгли., или людная улица. Для примера можно привести лошадку и жеребенка, у которого и в уме не появится оторваться от мамы. У наших деток от природы тот же самы инстинкт, но мы сами нарушаем его использованием колясок, когда МАМА идет следом за малышом. Сама понимаешь линии поведения мы сами выбираем, так же как и способы ухода за деткой. Я выбрала этот и не пожалела.
 
JaffyKatДата: Среда, 23.12.2009, 19:22 | Сообщение # 5
интересуюсь
Группа: Друзья
Сообщений: 43
Репутация: 0
Статус: Offline
Мы не индейцы. Но во-первых, это элементарная безопасность - а в современном городе иногда опаснее, чем в лесу. Во-вторых, представляем на минутку, что деток, скажем, трое. Или, лучше, пятеро. Нужно и возможно ли бегать за каждым в 5 направлений и каждого уговаривать и мотивировать, если одному интересно в песочнице, второму хочется за киндер-сюрпризом, третьему-с пацанами на стройку, и т.д.
Для "свободного полета" нужен свой двор, или эко-поселение smile
 
МаНютаДата: Среда, 23.12.2009, 19:36 | Сообщение # 6
интересуюсь
Группа: Друзья
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Меламори)
Всё ето конечно интересно, но у меня два вопроса-замечания
первое: мы,кажется, не индейцы и не в лесу зачем ето (я имею в виду учить рбёнка ходить за мамой хвостиком) нужно современным родителям?
Тань, ты только не подумай, я не постебаться ради, мне правда интересно, зачем так усложнять себе жизнь? Ради чего?

Думаю действительно не стоит усложнять жизнь, а жить как большинство, бегая за своим чадом по улице, кричать что тут дорога, а потом бить по попе, чтоб знал и понимал что туда нельзя, а на травку пойти можно, типа не опасно. Хотя некоторые и на травку не пускают, т к там извиняюсь каки животных. И довольны, что деть убегает, говорят это физическое развитие и сами за ним бегом, тож типа полезно, а то что машины-это ерунда- "на то и мать , чтоб спасать от этого"...
Сама согласна с подробнейшим описанием, это конечно идеал, но , думаю общий смысл понять можно.


Сообщение отредактировал МаНюта - Среда, 23.12.2009, 19:38
 
МеламориДата: Четверг, 24.12.2009, 15:24 | Сообщение # 7
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 118
Репутация: 0
Статус: Offline
Девочки, спокойнее ))) я ж действительно интересуюсь, а не ради поспорить
Вдруг нам "тоже такое надо" biggrin


Если у вас и седьмой блин комом, к чёрту блины -- пеките комочки!
 
МеламориДата: Четверг, 24.12.2009, 15:33 | Сообщение # 8
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 118
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (JaffyKat)
Во-вторых, представляем на минутку, что деток, скажем, трое. Или, лучше, пятеро. Нужно и возможно ли бегать за каждым в 5 направлений и каждого уговаривать и мотивировать, если одному интересно в песочнице, второму хочется за киндер-сюрпризом, третьему-с пацанами на стройку, и т.д.

Блин, ну я по ходу тёмная biggrin Мне почему-то, кажется, что ет как раз нормально... В смысле ,что дети и должы хотеть одновременно быть всюду
crazy А когда деть тащится за мамой, идущей "по делам, к намеченной цели" и не стремится никуда влезть-изведать-помотреть, то ето уже невротиком попахивает...
Quote (МаНюта)
как большинство, бегая за своим чадом по улице, кричать что тут дорога, а потом бить по попе, чтоб знал и понимал что туда нельзя,
У меня каг бе Пигнвин и так знает, что на дорогу нельзя... Без всяких "крик, а потом по попе"... И не убегает вдаль, хотя мы колясочники с рождения и до сих пор (мне трудно без коляски, т.к. я обычно совмещаю прогулку с закупкой продуктов). Но я ничего специально для етого не делала. Видимо, мне просто повезло с ребёнком smile

И мне ещё не ответили, в чём вред песочницы и почему там нельзя дольше 20 минут ковыряться? :)Из соображений гигиены?


Если у вас и седьмой блин комом, к чёрту блины -- пеките комочки!

Сообщение отредактировал Меламори - Четверг, 24.12.2009, 15:59
 
tarsushaДата: Четверг, 24.12.2009, 17:38 | Сообщение # 9
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Репутация: 2
Статус: Offline
Лид, про песочницу... Потому что согласно методикам естественного родительства, малыш ПРИ маме, а не мама при малыше. Это воспитание. мама должна жить полноценной жизнью, а не сидеть часами в песочнице. Тогда форируется правильная ведущая роль матери, а не малыш командует и показывает пальчиком куда идти и что делать.Это легче для мироощущения ребенка. Меньше истерик на улице, когда мама решает куда идти и что делать и когда домой заходить. так же параллельно формируется отношение к чужим людям, вещам, игрушкам. Лидочек, много всего интересного есть в этом направлении и дело наше и ваше придерживаться или нет. ты считаешь, что для вас оптимален вариант коляски, памперсов до ннннного количества лет-это твой выбор. просто всему есть логическое ПРИРОДНОЕ объяснение. Я не вижу причины не доверять природе, если инстинкт следования за мамой заложен самой природой. Так жить легче и гармоничней и маме и ребенку.
 
МеламориДата: Четверг, 24.12.2009, 18:10 | Сообщение # 10
яркая личность
Группа: Модераторы
Сообщений: 118
Репутация: 0
Статус: Offline
Танюша, я поняла, спасибо за объяснение! ) А такой вариант, если маме по кайфу возиться с ребёнком на прогулке, в том числе и в песочнице? Получается, что ето не правильно, не естественно-педагогично? Или нет? unsure

Quote (tarsusha)
малыш ПРИ маме, а не мама при малыше. Это воспитание. мама должна жить полноценной жизнью, а не сидеть часами в песочнице. Тогда форируется правильная ведущая роль матери, а не малыш командует и показывает пальчиком куда идти и что делать.Это легче для мироощущения ребенка.

А не получится так, что такое принудительно воспитанное следование за мамой подавляет естественные желания ребёнка (побегать, посмотреть, что там вооон в той луже, проверить, как высоко можно забраться по етой лестнице и т.д.). Ведь ето природное любопытство, без него, мне кажется, не бывает гармоничной личности... А любопыство ето, получается, будет загнано глубоко внутрь, если не отпускать малыша дальше, чем на 2 метра от себя, и при каждой попытке исследовать мир дальше двухметрового радиуса хватать его в охапку и возвращать "на место"
Опять же ,всё ИМХО...

И ещё такой момент.

Quote (tarsusha)
Обученные дети на прогулке не плачут, даже когда они упали и сильно ударились, когда действительно больно, они держатся из последних сил, но не издают ни звука.

Имея некоторое представление о психологии, могу сказать, что загнанные вглубь, нереализованные негатиные емоции впоследствии могут привести к некрасивому искажению в психике. Тебе больно - ты заплакал, выплеснул тут же негатив, утёрся и побежал дальше. А вот если мама учит тебя всё держать в себе...хм... мне кажется, тут и до невроза недалеко.
Снова ИМХО smile

Ещё мне не объяснили про соблюдение тишины на прогулке. Зачем?


Если у вас и седьмой блин комом, к чёрту блины -- пеките комочки!

Сообщение отредактировал Меламори - Четверг, 24.12.2009, 18:16
 
Форум » С рождения до года » Вопросы ухода за малышом - высаживание, пеленание, купание » Прогулки и воспитание следованию за мамой.
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: